1442 Герцоги Эсте приобретают «триумфальные карты для рыцарей», что зафиксировано в «Registro dei Mandati». Это первый документ, связанный с ludus triumphorum, картами, кото¬рые в последующие века прославились под названием карт Таро. В XV веке ludus triumphorum стали наиболее распространенной карточной игрой при дворах Северной Италии. В частных и государственных собраниях Европы и Соединенных Штатов сохранилось около тридцати иллюстрированных колод, по-видимому, принадлежавших семьям Висконти-Сфорца из Милана и Эсте из Феррары.
1456 Адвокат из Феррары Уго Тротти в своей книге «De Multipliciti ludo» называет «масти» игрой чистого интеллекта. Примерно в 1480 году неизвестный доминиканский проповедник яростно выступит против нее, заклеймив как творение дьявола и приве¬дя целый список связанных с ним названий, используемых в этой игре.
ОКОЛО 1460 Неизвестный гравер из Феррары изготавливает карты, во-1460 шедшие в историю под названием «Таро Мантенья». Их оформление во многом напоминало уже существовавшие колоды. Историки полагают, что это была дидактическая игра, поскольку карты в точности отражали «небесный по¬рядок» — духовное и материальное устройство мира.
1521 Пьетро Аретино заканчивает «Pasquinate per I’elezione de Adriano VI», собрание сонетов, в которых иронически имену¬ет кардиналов, собравшихся в конклав, по названию каждой масти. Тридцатью годами позже историк из Комо Паоло Джиовио использовал то же сатирическое оружие для высме¬ивания участников длительного конклава, имевшего место после смерти Папы Павла III.
1534 В своей книге «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле называ¬ет Таро одной из своих любимых карточных игр. Это самое ] раннее упоминание о картах Таро во Франции. Первая ] французская колода, известная на сегодняшний день, была] напечатана в Лионе в 1557 году Кателеном Жоффреем, ис¬пользовавшим лишь двадцать две карты из итальянской] колоды.
1570 Неизвестный автор «Discorso perche fosse trovato il gioco del tarocco» называет карты «иероглифическими фигура¬ми». Для того чтобы лучше разъяснить смысл игры, он! делит колоду на две части: первая отражает «вещи мате¬риальные, земные», вторая — «небесные, божественные». Короче говоря, картам Таро было приписано моральное, этическое и религиозное значение: они использовались для осмысления превратностей жизни и для приближения к Богу.
1660 Парижские граверы Жан Нобле и Жак Виевиль напеча-1 тали новый вариант карт Таро, получивший известность] в следующем веке под названием «Марсельское Таро». В] XVIII веке эта колода быстро распространилась по Фран¬ции, Швейцарии и Северной Италии, местные мастера-граверы были вынуждены приспосабливаться к новой моде.
1781 В восьмом томе «Le monde primitif analyse et compare avec lej monde moderne» («Первоначальный мир, анализированные и сравненный с миром современным») французский археолог Антуан Кур де Жеблен проанализировал марсельскую колон ду и пришел к выводу о ее египетском происхождении. Ок считал, что эти карты — страницы из легендарной Книги Тота, египетского бога — покровителя магии и изобретател письменности.
1784 Парижский эзотерик Эттейла (псевдоним Жана Франсуа Альетте) публикует свою книгу «Maniere de se recreer avec un jeu de cartes nominees tarot», в которой соглашается с теорией Кур де Жеблена о том, что история этих карт исчисляется десятками веков. Однако Эттейла придал картам новое зна¬чение, предложив использовать их в магических целях — для предсказания будущего. Названные «Книгой Тота», карты приобрели широкую популярность и стали использоваться для гадания.
1856 Величайший оккультист того времени Элифас Леви (псев¬доним Альфонса Луи Констана) публикует книгу «Учение и ритуал высшей магии», в которой критикует точку зре¬ния Кур де Жеблена и Эттейлы, утверждая, что в действи¬тельности карты Таро были изобретены иудейскими кабба-листами и существовали на протяжении веков в виде иеро¬глифических фигур — двадцати двух букв древнееврейского алфавита.
1863 В своей книге «L’Homme rouge des Tuileries» («Красный чело¬век из Тюильри») Поль Кристиан (псевдоним Жана Батиста Питуа) изложил сложную астрологическую систему, основан¬ную на картах Таро. В «Истории магии», опубликованной в 1871 году, он описал первоначальное использование Таро неким египетским братством, названным им Обществом ро¬зенкрейцеров.
1885 Уильям Уэсткотт, член Общества розенкрейцеров Англии и основатель Герметического ордена «Золотого рассвета», обнаруживает книгу «Magical Ritual of Sanctum Regnum», приписываемую Элифасу Леви. Это руководство по ма¬гии, основанное на картах Таро. Его автор выделяет двад¬цать два этапа, которые ведут мага к слиянию с Великим Нечто.
1889 Жерар «Папюс» Анкосс, член Ордена Креста и Розы и осно¬ватель Ордена мартинистов, публикует книгу «Цыганское Таро», в которой выделяет этапы падения Адама в матери¬альный мир и шаги, позволяющие человеку вернуться в рай, связывая их с двадцатью двумя картами Старших Арканов.
1909 Папюс публикует «Le Tarot divinatoire» («Предсказательное Tapo»), руководство по использованию новой колоды карт Таро, выполненной в египетском стиле Габриэлем Гулина-том.
1910 Артур Эдвард Уайт, глава одной из ветвей Ордена «Золото¬го рассвета», публикует книгу «The Pictorial Key to the Tarot» («Иллюстрированный ключ к Таро»), посвященную мисти¬цизму и божественной сущности карт Таро. В книге исполь¬зована великолепная колода, выполненная в стиле прерафаэлитов последовательницей «Золотого рассвета» Памелой Колман-Смит.
1912 Алистер Кроули, изгнанный из Ордена «Золотого рассвета», в журнале «The Equinox» («Равноденствие») описывает тай¬ные ритуалы членов этого Ордена, связанные с картами Таро.
1927 Освальд Вирт публикует книгу «La Tarot des imagiers du moyen age» («Таро средневековых художников»), в которой обобщает эзотерическое толкование карт Таро во Франции различными оккультными учениями. К книге прилагалась колода, нарисованная самим Виртом, она отражала догмы каббалы, астрологии и алхимии и содержала символы франкмасонства.
1944 «Великий Зверь», как называл себя Алистер Кроули, публи¬кует «Книгу Тота» тиражом 500 экземпляров для членов Ордена восточных тамплиеров. В книге описывается семьдесят восемь карт колоды, изобретенной самим автором и назван¬ной «Таро Тота». Карты были нарисованы Фридой Харрис.
1987 В Турине, на севере Италии, основано издательство «Art Editions Lo Scarabeo». Спустя десять лет карты Таро стали доступны практически во всех уголках мира, и не только в странах Северного полушария. Огромное количество колод, напечатанных в Италии, Швейцарии, США и других странах, стало причиной всплеска интереса к ludus triumforum и среди художников, и среди гадающих.