История происхождения и эволюции Карт Таро

Ответить на вопрос «Что такое Таро?» не так просто, как кажется. Одной этой теме можно было бы посвятить целую книжку. Проще всего сказать, что Таро — это особый род карт, употребляемых для игр, гадания и медита­ции. (Кстати, вопреки расхожему мнению, «обычные» игральные карты не происходят от Таро. Исторические данные свидетельствуют о том, что дело с обстоит как раз наоборот — в Италии XV века к игральным картам, пришедшим в Европу из арабского мира, кто-то решил добавить некоторое коли­чество «козырей» — дополнительных карт, каждая с особой картинкой.) Но практически в каждой книге по Таро вы прочтете о том, что это не столько карты, сколько иероглифическая книга, содержащая в себе ключ к древним эзотерическим знаниям. Я бы предложил такое обобщенное определение:

Таро — это, с одной стороны, целый комплекс челове­ческих практик, а с другой стороны — особый класс ве­щей, необходимых для этих практик.

эта формулировка, конечно, требует разъяснений. Под практиками я понимаю Таро как

1)   игру (точнее, целое семейство карточных игр);

2) прорицательную систему (точнее, целый класс прорицательных си­стем, в основном относящихся к категории гадания, то есть исполь­зующих генератор случайных чисел);

3) символическую систему (опять-таки, корректнее будет сказать «класс систем»), кодирующую определенные философские, религиозные и т. д. идеи.

(Таро — это еще и особый жанр изобразительного искусства, в котором отметился, например, сам Сальвадор Дали. Но все равно готовое произведение, за очень редкими исключениями, оформляется как колода карч для гадания или философского созерцания, поэтому данную практику я бы не выносил в отдельный пункт.)

Какой из этих аспектов Таро первичен, пока остается невыясненным. Серьезные историки единодушно заявляют: первый, игровой. Оккультисты  утверждают: третий, символический. Любопытно, что практически никто не считает, что карты Таро были созданы специально для гадания.

Таро как вещь может быть колодой карт или просто набором рисун­ком к книге; согласно некоторым оккультным теориям, прообразом карт Таро были фрески в тайном древнеегипетском храме или золотые листы с гравировкой.

Не существует такой вещи, как «традиционная», «правильная» или «стандартная» колода Таро. Колод Таро очень много; между ними есть весьма существенные отличия, и какую из них считать «стандартной» -дело личного выбора. Точно также не существует единой, «традиционной» или  стандартной  методики гадания на картах Таро. И не существует единой  «правильной» символической системы Таро. Итак, в нашей книге описывается лишь одна система Таро из многих — та, которую разработал английский Оккультист Артур Эдвард Уэйт (1857-1942). Для этой системы Уэйт придумал свою собственную колоду карт Таро, которую под его руководством нарисовала профессиональная художница Памела Колман Смит (1878-195 I).

Впервые изданная в декабре 1909 года лондонским издательством «Райдер», эта колода впоследствии получила названия «Райдер — Уэйт» или «Райдср — Уэйт — Смит» и стала самой популярной в мире. Настолько самой, что для многих людей (особенно в англоязычном мире) Таро Уэйта, собственно, и есть Таро как таковое.

Но, как мы уже отметили, Таро Уэйта — лишь одна система из многих, и для того, чтобы понять ее особенности, полезно хотя бы поверхностно познакомиться с другими колодами и системами оккультного Таро.

«Оккультпым Таро» принято называть те колоды, которые были созданы специально для гадания и (или) иллюстрирования тех или иных эзотерических учений — в противоположность колодам, созданным в первую очередь дня карточных игр, и Таро как жанру художественной миниатюры, Слова оккультный и оккультизм вызывают негативную реакцию у многих людей, поскольку (вследствие массированной церковной пропаганды) ассоциируются с черной магией и сатанизмом. На самом деле они происходят от ла­тинского occultus («тайный», «сокровенный») и с давних пор применяются к учениям о пока еще не познанных силах и явлениях Природы: к астрологии, нумерологии, алхимии, Каббале и т. п.

Исследования историков свидетельствуют о том, что во всех древних культурах игры, аналогичные нынешним картам, шахматам, домино, «зме­ям и лестницам» и т. п., были сакральными практиками, тесно связанными с прорицанием и медитацией, и лишь со временем вырождались в спосо­бы времяпровождения, выигрывания денег или простого соревнования интеллектов. По-видимому, создатели козырей Таро (а именно эти карты, впоследствии получившие название Старших, или Больших, Арканов, и представляют главный интерес для оккультиста) тоже хотели привнести в карточную игру некоторые эзотерические идеи. О том, какие это были идеи и кто нарисовал первые козыри Таро в Италии, среди историков (то есть людей, исследующих старину при помощи строго научной методологии) пока еще нет единого мнения. На этих страницах мы будем говорить об идеях, заложенных в Таро, как они видятся оккультистам (то есть людям, в Трактовке предметов и явлений опирающимся в значительной степени на предание и интуицию).

И тут начать нужно, безусловно, с Антуана Кура де Жебелена (1728(?) — 1784) и некоего «графа де М.» (по-видимому, Луи-Рафаэль-Лукрес де Файоль, граф де Меле, 1727 — 1804), чьи эссе «Об игре в Таро» и «Исследование Таро» соответственно были опубликованы в восьмом томе (1781) капитального груда де Жебелена «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром со­временным». Это первые сохранившиеся печатные работы, в которых говорится об оккультном содержании карт Таро.

В частности, де Жебелен и де Меле первыми соотнесли 22 козыря Таро с 22 буквами древнееврейского алфавита. Эта связь играет важнейшую, если не сказать центральную, роль во всех последующих оккультных системах Таро

Кроме того, де Жебелен первым опубликовал — в качестве иллюстра­ции к своему эссе колоду Таро, «исправленную» по оккультным соображениям. Она состояла лишь из козырей и тузов и основывалась на рас­пространен  тогда во Франции дизайне, который впоследствии получил
название «Марсельского Таро». Некоторые карты дс Жебелен переимено­вал «в египетском стиле», а Повешенного (козырь XII) не только переименовал, но и ререрисовал, поставив «с головы на ноги».

Продолжил традицию оккультного Таро другой француз, Жан-Батист Альетт (1738 – 1791), более известный под «каббалистическим» псевдонимом Эттейлла. Он впервые в документированной истории:

♦   написал книгу, целиком посвященную гаданию на Таро;

♦    создал полную оккультную колоду

♦               установил соответствия между картами Таро, днями Творения, астрологическими энергиями и Элементами мироздании.

Начиная с де Жебелена, все оккультисты создавали «исправленное» или «восстановленное»Таро. Основой для «исправления» сначала служило марсельское Таро, а со временем «исправляться» стали колоды предыдущих поколений оккультистов. Забегая вперед, укажу для примера, что Таро Уэйта, которому посвящена эта книга, было «исправлением» колоды Освальда Вирта; в свою очередь, Уэйта «исправляли» и «дополняли» авторы, которых  я перечислю позже. Эттейлла исправил Марсельское Таро очень радикаль­но он перерисовал все карты, поменял их названия и, что самое главное, нумерацию козырей. Этого ему не могли простить последующие поколе­нии оккультистов, считавшие Марсельское Таро либо древнейшим, либо максимально близким к гипотетическому древнеегипетскому прообразу, но во всяком случае, «традиционным». (И все потому, что когда-то учено­му масону де Жебелену случайно попалась на глаза колода не Минкиате, не Болонского или Сицилийского Тарокко, а именно Марсельского Таро.) Тем не менее, как показал текстологический анализ, проведенный Джеймсом Риваком (США), около половины гадательных значений карт в книге Уэйта происходят от Эттейллы либо от его учеников. Кроме того, очковые карты Эттейллы заимствовали для своих собственных колод такие видные ок­культисты, как француз Папюс (Жерар Энкосс) и немец Дайтьянус (Эрнст Куртцан).  Поэтому можно смело утверждать, что Эттейлла еще и

♦    заложил основы гадательных значений карт Таро;

♦    внес вклад в иконографию оккультного Таро.

Гадательно-символическая система Эттейллы существует и развивается по сей день и породила много интересных вариаций, которым можно было бы посвятить отдельную книгу. Но сейчас нас интересует другая ветвь тра­диции, основателем которой был Альфонс Луи Констан (1810- 1875), более и местный как Элифас Леви Захед или просто ЭлифасЛеви.

В его системе эзотерической философии Таро впервые оказалось тесно связанным с Христианской Каббалой — да и практически со всеми другими ветвями Западной оккультной традиции, поскольку свои энциклопедические сочинения Леви любил делить на 22 главы, которым соответствовали буквы еврейского алфавита, а значит, и козыри Таро.

Леви категорически отверг систему Эттейллы и взял за основу для своего «исправленного Таро марсельскую колоду. Он объявил Таро ключом ко всем оккультным паукам и практикам и самым совершенным инструментом прорицания. Вот важнейшие для истории оккультного Таро нововведения, предложенные Леви

♦   oн связал десять  очковых карт каждой масти с десятью Сефирами Каббалистичекого Древа Жизни, а четыре масти — с четырьмя Элементами и четырьмя буквами Тстраграмматона (еврейской записи имени Бога Йод-Хе-Вау-Хе);

♦   хотя о соответствии козырей Таро еврейским буквам говорилось еще в «Первобытном мире», Леви первым соотнес Фокусника (позднее названного Магом) с буквой Алеф, Папессу (впоследствии ставшую Жрицей) — с буквой Бет, и т. д. Дураку (ненумерованному козырю Марсельского Таро) Леви приписал 21-ю букву, Шин.

Каббалистические и астрологические атрибуты карт это важнейший аспект Таро как оккультной системы (да и как гадательной тоже; потому что эти соответствия не могут не влиять на значения карт в раскладах).

Французская система Леви — Папюса, при всей ее жизнеспособности и влиятельности, не лишена недостатков. Особенно странным и нелогичным выглядит размещение Дурака в последовательности козырей (Старших Арканов) между Судом и Миром.

Прародителем новой колоды был еще один француз и ученик Лени, Жан-Батист Питуа (1811-1877), более известный под литературным псевдонимом Поль Кристиан1. В его оккультных сочинениях «Красный человек из Тюилъри» (1863) и «История магии» (1870), в частности, описывается особая сложная система астрологии. В эту систему вплетаются нумерология, Таро и особый «алфавит магов», или «египетский иератический алфавит» (в принципе, это те же 22 еврейские буквы, только пишущиеся и называющиеся несколько иначе). Описывая Арканы Таро (кстати, именно Кристиан впервые назвал картины Таро «Арканами»), он следует порядку Леви (Крокодил, кристиановский аналог Дурака2, имеет номер 0, и стоит между Арканами 20 и 21).

В 1888 году Эли Стар (он же Эжен Жакоб) издал книгу «Мистерии  гороскопа», в которой описывается кристиановская версия астрологии и Таро. Эли Стар ввел разделение Арканов на Старшие (козыри) и Младшие (мастевые карты), но главное — он изменил нумерацию Крокодила (Дурака), поставив его на более логичное 22-е место.

В 1896 году (события все еще разворачиваются во Франции) вышла книга Рене Фальконнье «Двадцать два герметических листа прорицатель Таро». Она была снабжена иллюстрациями Мориса-Отто Вегенера, как утверждал подзаголовок книги, «точно воссозданными по священным

текстам в соответствии с традицией Магов Древнего Египта». Вряд ли иллюстрации Вегенера специально создавались к этой книге, и вот почему Фальконнье ввел свою собственную номенклатуру и нумерацию «листов» Таро. На картах Вегенера нет ни подписей, ни номеров, зато есть буквы того самого магического алфавита, который приводит в своих книгах Кристиан Но если расположить карты по порядку букв, мы получим не нумерацию Фальконнье и даже не нумерацию Леви — Кристиана, а именно нумерацию Эли Стара (иначе говоря, карте с крокодилом и дураком соответствует 22-я, и последняя, буква алфавита).

Система оккультного Таро, в которой дизайн и названия карт происходят от Кристиана, а нумерация — от Стара, получила некоторое развитие в Германии1, но расцвела по другую сторону Атлантики. В 1901 году в Чикаго вышла книга Эдгара де Валькур-Вермона (писавшего под псевдонимом «Граф К. де Сен-Жермен»), в которой, в сущности, пересказывалась астрологическая система Кристиана — Стара. В 1936 году Элберт Бенджамин (известный более как К. К Заин, 1882-1951) издал книгу «Священное Таро», Это шестой том из его энциклопедии герметических наук в 21 книге. Труды Заина и его собственная версия Египетского Таро породили несколько новых ветвей этой традиции в США и странах Латинской Америки. Систему Леви — Папюса называют французской. Отпочковавшуюся от нее систему Кристиана — Заина я бы назвал американской.

Теперь мы переходим к английской системе — и приближаемся вплотную к теме настоящей книги, ибо Артур Эдвард Уэйт является ярким представителем именно этой школы Таро. Она тоже отпочковалась от французской системы, оформилась же в недрах знаменитого британского Герметического Ордена Золотой Зари, основанного в 1888 году.

Для широкой публики название этого ордена ассоциируется в основном с многочисленными скандалами, расколами и судебными тяжбами, которые устраивали входившие в него знаменитости. Тем не менее «Золотая Заря» сыграла важную роль в оккультном ренессансе начала XX века, породив огромное количество  дочерних школ, орденов и оккультных систем. Основные ритуалы и теоретические документы Ордена составил Самьюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854 – 1918); он же разработал систему Таро «ЗОЛОТОЙ Зари». В 1888 году Матерс издал небольшую книжку «Таро: краткий трактат no чтению карт»  в которой описывает колоду марсельского типа и приводит французские (т. е. согласно Леви) соответствия козырей еврей­ским буквам. Но уже в то время он работал над совершенно новой системой. В конце концов его новое, английское Таро было описано в так называемой Книге Т, предназначенной только для членов Ордена. Супруга Матерса на­рисовала соответствующую новым требованиям колоду. Ученики должны были собственноручно копировать ее и хранить копию исключительно для ЛИЧНОГО пользования. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Со временем были опубликованы как «Книга Т», так и само Таро «Золотой Зари». Английская система перестала быть тайной, но это лишь способствовало ее распространению.

Матерс, как и его предшественники, «исправил» колоду Таро. Он ради­кально изменил иконографию нескольких карт, назначил козырю Сила но­мер VIII, а Справедливости — номер XI (во французской школе и старом Марсельском Таро было наоборот). Дурака он поставил не в конце после­довательности козырей, а в начале. Таким образом, Дураку стала соответ­ствовать не буква Шин, как во французской системе, и не Тау, как в амери­канской, а Алеф. Кроме того, Матерс изменил общий порядок карт в коло­де: в начале идут тузы, потом Фигурные Карты, потом очковые (в сложной астрологической последовательности); соответственно, козыри не начина­ют, а завершают колоду.

Перестановки карт позволили назначить козырям более уместные, с точки зрения Матерса, астрологические и каббалистические соответствия. Действительно, оккультной системе «Золотой Зари» нельзя отказать в це­лостности и продуманности деталей. Но от совершенства она была все-таки далека, иначе не находилось бы такое количество желающих ее реформиро­ван.. Две самые популярные в XX веке колоды Таро были созданы оккультистами, которые на каком-то этапе были видными членами «Золотой Зари». Речь, идет, конечно, об Артуре Эдварде Уэйте и Алистере Кроули (1875-1947). С системой Кроули читатель может познакомиться, обратившись к его «Книге Toma»*. А мы наконец займемся непосредственно Уэйтом.

Уэйт был чрезвычайно эрудированным оккультистом и человеком разносторонних интересов. Начав свою карьеру католиком, он последовательно увлекался спиритизмом, теософией, ученнем Элифаса Леви, розенкрей­церством, мартинизмом, эзотерическим масонством… Он перевел и написал десятки серьезных книг, но прославился в первую очередь как автор самой знаменитой и продаваемой колоды Таро. В Герметический Орден Золотой Зари Уэйт, увлеченно коллекционировавший разные оккультные посвя­щения и степени, вступил в 1891 году; вскоре ушел из него, затем вернулся. В 1904 году, во время очередного кризиса Ордена, Уэйт создал собственную группу раскольников — «Исправленный Орден Золотой Зари» — и распустил ее в 1914 году, сформировав затем «Братство Розового Креста». Все биографы Уэйта утверждают, что его наклонности всегда были не столько магическими, сколько мистическими, и он безуспешно пытался переориентировать «Золотую Зарю» с практической каббалистики на мистицизм созерцательного толка. Тем не менее в Христианской Каббале он хоро­шо разбирался, с удовольствием переводил с французского Леви и Папюса, и прекрасно усвоил магическую систему «Золотой Зари».

Теме картомантии и Таро Уэйт посвятил несколько небольших публикаций и наконец
решил издать собственную — естественно, «исправленную» — колоду Таро.
К тому времени (конец 1909 — начало 19Ю гг.) из оккультных колод были
широко распространены лишь эттейлловские, но Эттейллу «серьезные» оккультисты со времен Леви презирали как дешевого шарлатана. Авторитетом
пользовалась колода Освальда Вирта, но в ней было лишь 22 карты Старших
Арканов. Имело хождение Египетское Таро Фальконнье — Вегенера (см.
выше); говорят, им пользовались теософы, но последователи Леви его тоже
отвергали. И это, пожалуй, все. (Как уже отмечалось, к Таро «Золотой Зари»
имели доступ только члены Ордена.) Возникла настоятельная необходимость в издании полной оккультной колоды Таро, которая бы стилистически не слишком далеко отходила от Вирта.

И вот в 1009 году во Франции вышла книга Папюса «Предсказательное Таро*, к которой прилагался альбом — полная колода из 78 карт. Карты нужно было вырезать и наклеить на картон. Уэйт пошел по другому пути. В самом конце того же года он выпустил полную колоду готовых карт; книга «Ключ к Таро» и второе издание карт вышли в начале 1910 года.

В 1911 книга была переиздана под названием «Иллюстрированный ключ к Таро», В этом издании текст был дополнен и появились черно-белые иллюстрации всех 78 карт Памелы Смит.

Переиздания карт и книги Уэйта на разных языках и в разных форматах исчисляются десятками, если не сотнями. Таро же Папюса не приобрело такой популярности. Почему?  Старшие Арканы Папюса иллюстрируют описания Поля Кристиана, а Младшие позаимствованы у Эттейллы. На очковых картах нарисованы только знаки мастей в соответствующем количестве и какие-то непонятные талисманы. Уэйт и здесь пошел по дру­гому пути. Он велел своей художнице, мисс Смит, снабдить каждую  очковую карту, кроме тузов, уникальным сюжетным рисунком. Рисунок должен i был отображать прорицательное значение карты. Вопреки широко распространенному мнению, Уэйт не был первым, кто до этого додумался (и oн признает это в своей книге). Но то были колоды, известные разве что коллекционерам. А Уэйт и Смит сделали Таро для народа — широкодоступное, понятное, готовое к употреблению. Теоретическая часть книги Уэйта (как и все его остальные работы) была написана очень витиевато и напыщенно, но описания карт и их значений в разных положениях и сочетаниях — досстаточно просты и притом изящны.

Уэйт не дает ни на самих картах, ни в книге никаких астрологических со­ответствий, никаких еврейских букв — ничего, кроме общепринятых назва­ний и номеров карт. Он сообщает, что в Таро существует Тайная  Традиция (Доктрина), и не оставляет у нас сомнений в том, что сам он в нее посвящен, но объявляет, что многого раскрыть не может, ибо «здесь вопрос чести… Я чувствую, что пришло время сказать то, что можно сказать, чтобы свести к минимуму влияние нынешнего шарлатанства и неразумности». Название «Золотой Зари» в книге даже не упоминается. Вопрос о еврейских буквах (важнейший, как мы видели) Уйэт несколько раз затрагивает, но очень не хочет в него углубляться, отделываясь отговорками: «Истина в том, что настоящее расположение карт никогда не становилось известным».

Дурак под номером 0 располагается между козырями XX и XXI, как во французской традиции, но Сила имеет номер VIII, а Справедливость XI (как в традиции «Золотой Зари»). При этом Уэйт ни единого разу не упоминает о «Золотой Заре»! Поскольку такое расположение козырей Сила и Справедливость именно в его книге впервые было опубликовано, а ИСТОЧ­НИК (Матерс и Орден Золотой Зари) не указан, неудивительно, что именно Уэйту и приписали авторство перестановки.

Замысел Уэйта, судя по вводным главам его книги, заключался в том, чтобы опубликовать внешнюю, экзотерическую версию эзотерической системы («Тайной Доктрины») Таро и составить здоровую конкуренцию шарлатанам и недоучкам (намекается па последователей Эттейллы и французской Традиции). В части конкуренции замысел, безусловно удался. И публика получила Таро взывающее к интуиции, изображающее архетипы (универсальные типы), не нагруженное (на взгляд непосвященного) сложны­ми астрологическими и каббалистическими атрибутами. Пожалуй, в этом и заключается главный секрет всемирной популярности системы Уэйта: в ТОМ, что системы-то вполне может и не быть! Всё, что нужно для гадания и философской медитации, содержится в картах: смотри и истолковывай,  как подсказывает интуиция

Чтобы разгадать уэйтовскую «Тайную Доктрину», нужно быть учеником английской школы оккультизма. Один из таковых, Дэвид Аллен Халс, опу­бликовал в 1994 году монументальный труд «Ключ ко всему этому» в ко­тором, помимо прочих интереснейших оккультных открытий, продемон­стрировал скрытый символизм карт Таро Уэйта.

Итак, Таро Артура Эдварда Уэйта амбивалентно: с одной стороны, это Продукт эзотерической (секретной) школы, выработавшей четкую систему иерархий, соответствий, атрибутов, ритуалов, посвящений и т. д. — то есть достаточно жесткую структуру теории и практики. Прорицание в «Зотой Заре» — это очень ритуализированная сакральная практика, требующая серьезной предварительной подготовки. Результаты прорицания выражаются в терминах духовной эволюции, астральных влияний, энергий элементов и т. п.

С другой стороны, Таро Уэйта было опубликовано автором, то есть предназначено для всех. По этим картам можно гадать на сугубо мирские, повседневно бытовые темы (что люди и делают уже десятки лет), даже неподозревая о существовании какой либо оккультной традиции. Можно назвать эти два аспекта уэйтовской системы соответственно эзотерическим, и

экзотерическим. В настоящем издании предпринята попытка представить оба аспекта. Но читатель должен отдавать себе отчет в том, что для полного понимания эзотеризма Таро Уэйта следует искать посвящения в оккультную школу, следующую традиции «Золотой Зари». Ни из каких книг всех необхо­димых знаний не почерпнешь: нужна систематическая учеба и работа под руководством квалифицированных наставников. Что же касается экзоте­рического, или интуитивного, понимания этого Таро, то мы надеемся, что описания карт и их толкования, собранные нами из разных источников, по­могут читателю сделать первые шаги на этом пути.

В заключение надо отметить, что история Таро Уэйта не окончилась с публикацией его колоды и книги. Во-первых, сам Уэйт с годами все боль­ше разочаровывался в ритуальной магии «Золотой Зари» и созданной под ее влиянием собственной колодой Таро. В 1919- 1923 годах художники Уилфрид Пиппет и Джо Брамс Триник создали для Уэйта новое, более ми­стическое монохромное Таро — 22 «Великих Символа Путей [ДреваЖизни]». Эти рисунки использовались в уэйтовском «Братстве Розового Креста», о ко­тором мы упоминали выше, и не получили распространения за пределами этой школы.

Судьба же первого Таро Уйэта, или колоды «Райдер — Уэйт», была более интересна. Как мы уже отметили, это Таро многократно переиздавалось. Им охотно пользовались как гадалки, так и «высоколобые» оккультисты. Но и издатели карт, и лидеры оккультных школ рано или поздно явно начина­ли чувствовать, что в Таро Уэйта «чего-то не хватает». Издатели старались сделать эти карты «покрасивее», меняя цвета и перерисовывая все заново. Оккультисты поначалу пользовались колодой «Райдер — Уэйт», а потом соз­давали свою собственную.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.