Точно не известно, откуда произошли карты Таро. Возможно, Таро и игральные карты возникли еще в Древнем Египте (в настоящее время эта версия уже не актуальна, прим.ред.), так как, согласно некоторым сообщениям, исследователи узнали в картах Малых Арканов египетские иероглифические книги. Другие исследователи, однако, отмечают поразительное сходство между игральными картами и древними играми и божествами Востока. Нельзя сбрасывать со счетов и традиции гораздо более позднего Средневековья, когда и родились карты Таро. Точно даже не известно, были ли придуманы символические рисунки карт Старших Арканов и знакомые нам четыре масти карт Младших Арканов по отдельности, а позже чей-то изобретательный ум свел их в одну колоду, или же они были созданы в виде колоды из семидесяти восьми карт с самого начала. Вашему вниманию предлагаются некоторые из наиболее правдоподобных объяснений происхождения обычных игральных карт и эзотерических карт Таро.
Ключи к разгадке тайны рождения и развития карт Таро и игральных карт приводятся в этой книге в хронологическом порядке. В заключение даются ссылки на старинные карточные колоды, схожие с картами Таро, которые были популярны в Италии в XV веке, и на их эволюцию до классической колоды карт Таро XVIII века.
ЕГИПЕТСКАЯ КНИГА ТОТА
В 1781 году Курт Жебелин пишет первый том «Le Monde Primitif», в котором представляет веский аргумент в пользу египетского происхождения карт Таро. По мнению Жебелина, двадцать две карты Старших Арканов являются древнеегипетской книгой, Книгой Тота, спасенной из-под развалин горящих египетских храмов. Тот был египетским богом, подобным античному Меркурию; говорили, что он был одним из первых царей и якобы изобрел речь и иероглифы (или буквы) с присущим им мистическим значением. В основе ее лежал алфавит, в котором все боги — это буквы, все буквы — это идеи, все идеи — это числа, а все числа — это законченные знаки. Многие исследователи оккультизма узнают в картах Таро страницы книг, написанные иероглифами, которые содержат принципы мистической философии египтян в виде последовательно расположенных знаков и символических рисунков. Жебелин считал, что эзотерические символы Таро впоследствии распространились по всей Европе благодаря кочующим цыганам. В главе 3 приведены дополнительные сведения о некоторых концепциях Жебелина.
ШАХМАТЫ
В древнеиндийской игре Chaturange, или «Четыре Короля», имеется поразительное сходство с четырьмя мастями обычных игральных карт. В этой восточной игре, берущей начало в V или VI веке, предшественнице современной игры в шахматы, первоначально был Король, Генерал (современная Королева) и Всадник плюс пешки или простые солдаты. Изначально Королевы не было, так как введение в игру, изображающую военные хитрости, особы женского пола противоречило бы восточным представлениям о том, что уместно, а что нет. Вполне возможно, что в древней Индии какая-то группка игроков, обнаружив у себя отсутствие фишек для игры в Chaturange, изобразила на полоске коры или бумаги похожие рисунки, которые впоследствии развились в особую игру.
ИНДИЙСКИЕ БОЖЕСТВА
Некоторые древние индийские игральные карты содержат в комплекте либо восемь, либо десять мастей; в каждой масти двенадцать карт, пронумерованных от 1 до 10, плюс две фигурные карты. Значки, обозначающие масти, схожи с десятью воплощениями, или аватарами, Вишну, одного из богов индусской божественной троицы. Масти обозначаются следующим образом.
Воплощение | Имя | Значок масти |
Первое | Матсья | Рыбы |
Второе | Курма | Черепахи |
Третье | Вараха | Кабаны |
Четвертое | Нарасимха | Львы |
Пятое | Вамана | Карлики, или Кувшины |
Шестое | Паракурама | Топоры |
Седьмое | Рамачандра | Стрелы |
Восьмое | Кришна | Коровы |
Девятое | Будда | Раковины |
Десятое | Калки | Мечи, или Кони |
Последнее воплощение Вишну, Калки, Белый Конь, должно еще произойти; оно возвестит о конце отпущенного нам срока. Существуют многочисленные варианты вышеприведенных обозначений мастей, и некоторые из них очень трудно узнать в индийских игральных картах.
КИТАЙ: ШАХМАТЫ – ДОМИНО – КОСТИ
Одна разновидность китайских карт имеет то же самое название, что и китайские шахматы, Кеи-та-раои, или «Колесницы-Лошади-Пушки», что дает возможность предположить, что игра в карты произошла от китайских шахмат.
Полагают, что китайское домино, имеющее такую же разметку, что и кости, от которых оно, очевидно, произошло, первоначально использовали для предсказаний. В нем имеется двадцать одна костяшка, которые изображают перемещения двух игральных костей. Одиннадцать костяшек домино — дубли, и вместе с ними набор состоит из тридцати двух штук. Некоторые исследователи считают, что игральные карты развились из игры в кости посредством китайского деревянного домино.
КОРЕЙСКИЕ ГАДАЛЬНЫЕ СТРЕЛЫ
Теория о том, что корейские игральные карты произошли от корейских гадальных стрел, основывается на том, что в корейской колоде, известной как Htou-Tjyen, восемьдесят карт. Эти карты обычно представляют собой полоски промаслен-ной бумаги восемь дюймов длиной и четверть дюйма шириной. Оборотная их сторона всегда помечается изображением оперенной стрелы. Колода разделена на восемь мастей. С лицевой стороны карты выглядят как сильно стилизованные древки стрел и в обозначении мастей сохраняют тот же символизм, что и колчан со стрелами, от которого они произошли. Таким образом, возможно, и есть какое-то оправдание вере в то, что карты могли развиться из корейских гадальных стрел.
ГОРОД ФЕС, МАРОККО
Пол Фостер Кейс в своей книге «Таро: ключ к вековой мудрости» выдвигает теорию о том, что около 1200 года нашей эры некая группа ученых мужей со всех уголков земного шара собралась в городе Фесе в Марокко. Чтобы преодолеть языковой барьер, они подготовили книгу из рисунков, страницы которой и стали символическими картами из колоды Таро, понятными всем мудрецам. Однако нет никаких доказательств в пользу этой фантастической теории.
КРЕСТОНОСЦЫ
Некоторые ученые полагают, что игральные карты были привезены в Европу крестоносцами. Но последний крестовый поход закончился приблизительно в 1291 году, а реальные упоминания об игральных картах в Европе появились по крайней мере спустя сто лет.
ЦЫГАНЕ
У многих гадальные карты ассоциируются с цыганами, которые первоначально жили на полуострове Индостан и были изгнаны из Индии в начале XV века Тамерланом, исламским завоевателем большей части Центральной Азии и Восточной Европы. Вообще цыгане особенно известны как карточные гадальщики и, по общему мнению, обладают врожденным даром прорицателей.
Приблизительно в 1400 году цыганские таборы начали свое массовое движение на запад через реку Инд, Афганистан и пустыни Персии, вдоль Персидского залива к устью Евфрата. Двигаясь дальше по великим пустыням Аравии, они разными путями проникли в Европу. Небольшие группы первых скитальцев оказались на Крите, острове Корфу и Балканах еще до 1350 года. В 1417 году цыганский табор появился возле Гамбурга в Германии. Согласно другим сообщениям, в Риме цыгане появились в 1422 году, а в Барселоне и Париже — в 1427-м.
И тем не менее, реальные данные говорят о том, что цыганская раса достигла в своих скитаниях Европы после того, как карты уже были в ней известны в течение некоторого времени.
ИОГАНН, НЕМЕЦКИЙ МОНАХ
Немецкий монах по имени Иоганн из Брефель-да, Швейцария, утверждает, что «игра под названием игра в карты (ludus cartarum) пришла к нам в этом, 1377 году», но он специально подчеркивает, что ему неизвестно, «когда она была придумана, где и кем».
В своем написанном от руки трактате, который в настоящее время находится в коллекции Британского музея в Лондоне, Иоганн сравнивает игру в карты с шахматами, «так как в них обеих есть короли, королевы, дворяне и простолюдины».
Об используемых картах он пишет, что люди «раскрашивают карты по-разному и играют в них и так и этак. Общепринятая форма, которая дошла до нас, такова: на четырех картах изображаются четыре короля, каждый из которых сидит на королевском троне и держит в руке знак».
ВИТЕРБО-КОВЕЛЛУЦЦО-САРАЦИНЫ
В опубликованной в 1742 году рукописи, имеющей отношение к истории Витербо, Феличиано Бус-си цитирует якобы Ковеллуццо, летописца XV века: «В году 1379-м была завезена в Витербо игра в карты, которая происходит из страны сарацин и называется у них «Наиб».
Джованни Ковеллуццо написал свою историю Витербо в 1480 году. Поэтому раз Ковеллуццо сам не жил в указанное время, то неясно, является ли его ссылка на игру в карты его личным мнением, личным мнением одного из его предков, Николаса де Ковеллуццо, из чьей более ранней хроники Джованни, возможно, извлек эту информацию, или же у них обоих имелись какие-то достаточно веские основания утверждать, что карты были завезены сарацинами, арабами или маврами. NAIPES
Одним из главных аргументов в пользу сарацинского происхождения карт является испанское название игральных карт, naipes, которое, возможно, произошло от бискайского слова пара, означающего «плоский» или «ровный».
Некоторые исследователи считают, что слово naipes пришло из арабского языка. Еврейское слово naibes напоминает старое итальянское название карт naibi, и в обоих языках оно обозначает магию, гадание и предсказание.
Согласно другой теории, слово naipes произошло от начальных букв имени мнимого изобретателя карт N. Р. — некоего Николао Пепина, однако нет никаких доказательств, подтверждающих такое заключение.
АЛЬФОНС XI
Альфонс XI, король Кастилии, основал в 1332 году рыцарский орден Ленты, от которого в настоящее время не осталось и следа. И тем не менее, Дон Ан-тонио де Гевара, епископ Мондонедо, опубликовал в Вальядолиде в 1539 году в своих «Золотых посланиях» устав этого ордена. В последовавшем французском переводе этого устава, который под заглавием «Lettres Familieres» опубликовал в Лионе д-р Гютери в 1558 году, есть отрывок, в котором говорится, что рыцарям ордена Ленты запрещается играть в карты или кости на деньги.
Д-р Гютери не приводит конкретное издание посланий, использованных им, но уверяет, что он перевел текст с оригинала, который, по-видимому, был испанской рукописью. Однако слово cartes нельзя найти в оригинальном испанском издании Гевары, и поэтому не существует доказательств того, что игра в карты на деньги была запрещена в Испании уставом ордена, основанного в 1332 году.
ХУАН I
Король Кастилии Хуан I якобы издал указ, запрещающий игру в кости, naipes и шахматы в 1387 году.
КАРЛ VI – ГРИНГОНЬЕ
В финансовых отчетах Карла Пупара, казначея французского короля Карла VI, есть отрывок, в котором констатируется, что в 1392 году три позолоченные и разнообразно украшенные колоды карт были нарисованы Жакмьеном Грингонье для развлечения короля Франции. Грингонье было уплачено 56 парижских солей.
Поэтому многие и приписывают Грингонье открытие игральных карт, предназначенных для того, чтобы рассеять грустное настроение короля. Но это место из отчета Пупара подразумевает всего лишь то, что три колоды игральных карт — уже известных в то время — были специально нарисованы для короля.
Интересно то, что в настоящее время в архивах Национальной библиотеки в Париже существуют семнадцать карт, которые много лет считаются оригиналами карт Грингонье, хотя эти карты, вероятно, появились в Венеции в XV веке.
Семнадцать карт из так называемой колоды Грингонье не имеют надписей, букв или цифр, которые указывали бы на то, как их располагать. Но они без труда отождествляются с современными символами карт Таро, а также с десятью или, может быть, тринадцатью рисунками из пятидесяти карт, входящих в колоду тарокки из Мантеньи.
Колода Грингонье | Современная колода Таро | Колода тарокки из Мантеньи |
1. Le Fou | Дурак | MISERO I |
2. L’Empereur | Император | IMPERATOR Villi |
3. Le Pape | Папа | РАРАХ |
4. Les Amoureux | Влюбленные | APOLLO XX |
5. Le Chariot | Колесница | MARTE XXXXV(?) |
6. La Justice | Справедливость | JUSTICIA XXXVII |
7. L’Ermite | Отшельник | SATURNO XXXXVII(?) |
8. La Fortune | Колесо фортуны | ASTROLOGIA XXVIIII(?) |
9. La Force | Сила | FORTEZZA XXXVI |
10. La Temperance | Умеренность | TEMPERANCIA XXXIIII |
11. La Lune | Луна | LUNA XXXXI |
12. Le Soleil | Солнце | SOL XXXXIIII |
13. Le Valet d’Epee | Валет пик | CHEVALIER VI |
Следующие четыре субъекта не имеют соответствующих изображений в колоде карт тарокки из Мантеньи; однако их можно найти среди карт Старших Арканов в современных колодах.
14. Le Pendu | Повешенный | |
15. La Mort | Смерть | |
16. La Maison | Башня | |
de Dieu | ||
17. Le Jugement | Суд |
УКАЗ ОТ 22 ЯНВАРЯ 1397 ГОДА
Игральные карты не упомянуты в указе, направленном против азартных игр, изданном Карлом VI в 1369 году, хотя в нем перечислены многие азартные игры. Несмотря на это, двадцать восемь лет спустя парижский прево в указе от 22 января 1397 года был вынужден «запретить работающим людям играть в теннис, мяч, карты или кегли, за исключением праздничных дней». Таким образом, мы можем установить приблизительную дату появления игральных карт во Франции: где-то между 1369-м и 1397 годами; вероятно, ближе к более поздней дате.
Ряд карточных колод типа Таро появились в Италии в XV веке. Они имели сходства с колодой Таро из семидесяти восьми карт, какой мы ее знаем сейчас.
КОЛОДА ТАРОККИ ИЗ МАНТЕНЬИ
Колода тарокки из Мантеньи, также известная как Карты Бальдини, включает в себя пятьдесят карт с назидательными изображениями пяти классов, по десять карт в каждом. Карты стоят в порядке, четко отражающем систему мироздания. Изображения на каждой карте из десяти возрастают по порядку от самого простого к самому значительному в этой категории. Серии из десяти карт следуют одна за другой согласно нумерации, но в обратном буквенном порядке, так что последняя серия, которая включает в себя последовательность планет и доходит до Первопричины всего сущего, Бога, обозначена первой буквой А.
СЕРИЯ «Е»
I | Misero | Нищий |
II | Fameio | Валет |
III | Artixan | Ремесленник, или Ювелир |
ПН | Merchadante | Торговец |
V | Zintilomo | Дворянин |
VI | Chavalier | Рыцарь |
VII | Doxe | Венецианский дож |
VIII | Re | Король |
Villi | Imperator | Император |
X | Papa | Папа |
СЕРИЯ «D»
XI | Caliope | Каллиопа, муза эпической поэзии |
XII | Urania | Урания, муза астрономии |
XIII | Terpsicore | Терпсихора, муза танцев и хорового пения |
хин | Erato | Эрато, муза элегической поэзии и пантомимы |
XV | Polimnia | Полигимния, муза гимнов и риторики |
XVI | Talia | Талия, муза комедии и пасторальной поэзии |
XVII | Melpomene | Мельпомена, муза трагедии |
XVIII | Euterpe | Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки |
XVIIII | Klio | Клио, муза истории |
XX | Apollo | Аполлон, бог солнца, предсказаний, музыки, медицины и поэзии, стоит во главе всех муз |
СЕРИЯ «С»
XXI | Grammatica | Грамматика |
XXII | Loica | Логика |
XXIII | Rhetorica | Риторика |
ХХПП | Geometria | Геометрия |
XXV | Aritmetricha | Арифметика |
XXVI | Musicha | Музыка |
XXVII | Poesia | Поэзия |
XXVIII | Philosofia | Философия |
XXVIIH | Astrologia | Астрология |
XXX | Theologia | Теология |
СЕРИЯ «В»
XXXI | Iliaco | Астрономия |
XXXII | Chronico | Хронология |
XXXIII | Cosmico | Космология |
ХХХПИ | Temperancia | Умеренность |
XXXV | Prudencia | Благоразумие |
XXXVI | Forteza | Сила |
XXXVII | Justicia | Справедливость |
XXXVIII | Charita | Милосердие |
XXXVIIII | Speranza | Надежда |
xxxx | Fede | Вера |
СЕРИЯ «А»
XXXXI | Luna | Луна |
ХХХХИ | Mercurio | Меркурий |
ххххш | Venus | Венера |
ХХХХПП | Sol | Солнце |
XXXXV | Marie | Марс |
СЕРИЯ «А» (продолжение)
XXXXVI | Jupiter | Юпитер |
XXXXVII | Saturno | Сатурн |
XXXXVIII | Octava Spera | Восьмая сфера |
XXXXVIIII | Primo Mobile | Главная движущая сила |
ххххх | Prima Causa | Первопричина всего сущего |
В Британском музее в Лондоне имеется неполный набор из сорока семи карт, которые, как полагают, датируются либо 1470-м, либо 1485 годом, и есть несколько других карточных колод в ведущих музеях и частных коллекциях как в США, так и в Европе.
КАРТЫ ТАРОККИ ИЗ ВЕНЕЦИИ
Карточные колоды для игры в тарокки из Венеции или Ломбардии содержат семьдесят восемь карт, включая двадцать две карты Младших Арканов и пятьдесят шесть карт Старших Арканов. Венецианские карты Таро ввели фигуру под названием La Papasse. В последующих колодах Таро эта символическая фигура известна как Верховная Жрица, а около 1800 года в Безансоне она была заменена на Юнону.
КАРТЫ ТАРОККИНО ИЗ БОЛОНЬИ
Карточная колода для игры в тароккино из Болоньи включают в себя шестьдесят две карты. Полагают, что они были придуманы Франсуа Фиббиа, принцем Пизским, когда он находился в ссылке в этом городе. Там он и умер в 1419 году. Колода содержит обычные двадцать две карты Старших Арканов, но только сорок пронумерованных карт мастей; нефигурные карты достоинством 2, 3, 4 и 5 в каждой масти не сохранились. На картах нет ни названий, ни имен, будь то карты Старших Арканов или фигурные карты мастей. Первые четыре козыря не пронумерованы и несут на себе изображения мавров вместо Папы, Императора, Императрицы и легендарной Папессы, вероятно, из-за того, что после 1513 года Республика Болонья перешла под власть папы. Масти пронумерованных карт обычные: пики, трефы, черви и бубны.
КАРТЫ МИНКЬЯТЕ ИЗ ФЛОРЕНЦИИ
Карточная колода Минкьяте из Флоренции схожа с обычными колодами Таро из семидесяти восьми карт, но увеличена до девяноста семи карт. В ней сорок один козырь, девятнадцать из которых — из основного ряда, плюс двенадцать знаков зодиака, четыре — Стихии, три — Богословские Добродетели (Вера, Надежда и Милосердие) и один — Главная Добродетель (Благоразумие). Первые тридцать пять карт называются papi; они пронумерованы римскими цифрами, не имеют надписей и располагаются в следующем порядке:
I — Плут VII — Сила
II — Великий герцог VIII — Справедливость
III — Император IX — Колесо фортуны
IV — Императрица X — Колесница
V — Любовь XI — Отшельник
VI — Умеренность XII — Предатель
XIII – Смерть
XIV – Дьявол
XV — Башня
XVI — Надежда
XVII — Благоразумие
XVIII – Вера
XIX — Милосердие
XX – Огонь
XXI – Вода
XXII – Земля
XXIII – Воздух
XXIV – Весы
Следующие пять непронумерованных карт, называемые arie, располагаются в следующем порядке: Звезда, Луна, Солнце, Мир и Страшный суд, иногда изображаемый как Слава. Фигурные карты также не имеют названий и неизменно несут на себе изображение одной фигуры. Эта колода, вероятно, предшествует колоде для игры в тарокки-но из Болоньи и имеет поразительное сходство с некоторыми картами для тарокки из Венеции.
КОЛОДА ВИСКОНТИ-СФОРЦА
Одна из старейших из известных нам карточных колод, которая существует в настоящее время, датируется XV веком. Франческо Сфорца, четвертый герцог Миланский, был первым владельцем колоды Таро из семидесяти восьми карт, известной ныне как карты Висконти—Сфорца. В колоде имеются традиционные четыре масти: пики, трефы, червы и бубны плюс двадцать две карты Старших Арканов, включая IlMatto, Дурака.
XXV – Дева
XXVI – Скорпион
XXVII – Овен
XXVIII – Козерог
XXIX – Стрелец
XXX – Рак
XXXI – Рыбы
XXXII – Водолей
XXXIII – Лев
XXXIV – Телец
XXXV — Близнецы
Колода Висконти—Сфорца была, вероятно, нарисована между 1432 годом, когда помолвка Франческо Сфорцы и Бьянки Марии Висконти объединила эти две семьи, и 1466 годом, годом смерти герцога Франческо.
МАРСЕЛЬСКИЕ КАРТЫ
К концу XV века итальянские колоды Таро претерпели некоторые изменения, а повсюду в Европе, особенно во Франции, получили распространение марсельские карты Таро, которые имели некоторые отличия от итальянских карт, но в целом были очень на них похожи. На колодах Таро, произведенных в Европе, надписи на картах Старших Арканов делались на французском языке, хотя и использовались итальянские обозначения мастей.
КАРТЫ ТАРОККИНО МИТЕЛЛИ
Джузеппе Мария Мителли, гравер и художник, живший в Болонье, Италия, родился в 1634-м и умер в 1718 году.
В 1664 году Мителли сделал серию гравюр в виде шестидесяти двух карт для игры в тарокки-но, в которые входили четыре масти, в каждой из которых были четыре фигурные карты, числовые карты от 10 до 6 и туз плюс двадцать два козыря, включая // Matto. Самый высший козырь называется II Giudizio, а самый низший — 11 Tempo. На Тузе Кубков появляется герб семьи Бентивольо из Болоньи, для которой и были выполнены эти гравюры ручной работы.
Мителли значительно изменил обычные изображения козырей. Например, Папа и Папесса превратились у него в двух бородатых Верховных Жрецов, один из которых сидит, а другой стоит. Последний, возможно, должен был изображать Восточного Патриарха. Император и Императрица также нарисованы как монархи Востока и Запада. Повешенный, Le Pendu, заменен на человека, который бьет другого человека колотушкой. Отшельник, который обычно изображается одетым, становится крылатой фигурой без всякой одежды, символизирующей Время, к тому же на костылях. Солнце и Луна, искусно выполненные на гравюрах Мителли, здесь показаны в виде бога греческой мифологии Аполлона и Дианы, богини из римских мифов.
Линии рисунков изящны, и карты, представляющие Дурака и Мага, особенно выразительны. Однако в целом эти карты трудно соотнести с традиционными символами тароккино. Рисунки Мителли замечательны скорее своим необычным и иногда оригинальным характером, нежели манерой, в которой они выполнены.
КЛАССИЧЕСКАЯ КОЛОДА ТАРО
В основе колоды классических карт Таро XVIII века лежат оригинальные гравюры на дереве, выполненные Клодом Бурделем. Колода Бурделя содержит обычные итальянские масти и двадцать две карты Старших Арканов. На Двойке Пентаклей имеется надпись: «Клод Бурдель, карточный мастер и гравер, 1751». Появляющиеся на Тройке Кубков и на Колеснице инициалы «К. Б.» показывают, что Бурдель и делал гравюры, и продавал карты. Невзирая на изображение на колоде карт Бурделя французского герба, возможно, эти карты были изначально выпущены в Солёре, Швейцария, или где-то поблизости, так как герб Франции появляется и на гравюрах, сделанных в этом кантоне, вероятно, благодаря тому, что Солёр в течение многих лет был резиденцией французского посла в Швейцарской республике. Классические карты Таро, представленные в главах 4 и 5 этой книги, основаны на рисунках Клода Бурделя с небольшими изменениями, которые были внесены швейцарскими художниками фирмы «Muller & Cie».